В последнем отчете европейского дистрибьютора вина Liberty Wines говорится, что в Европе натуральный объем продаж вина в ресторанах, отелях и барах снизился на 19% по сравнению с 2019 годом, пишет Financial Times. Одна из причин — изменения в культуре употребления вина среди миллениалов (1980–2000) и поколения Z (2000–2015).
Схожую статистику публикует и Deseret News — газета из Солт-Лейк-Сити, США. По данным приводимых в издании исследований, в 2001 году 72% людей в возрасте от 18 до 34 лет систематически употребляли алкоголь. В 2023 году этот показатель составляет всего 62%. Сегодня поколение Z выпивают на 20% меньше на душу населения, чем миллениалы, которые, в свою очередь, пили меньше, чем поколение X (1965–1980) и беби-бумеры (1946–1965). Причина, по мнению издания, — повальное увлечение здоровым образом жизни. Опрос Gallup, проведенный в 2023 году, показал, что 39% всех взрослых и 52% молодых людей (в возрасте 18–34 лет) считают, что употребление даже одной порции алкоголя в день вредно для здоровья.
Меняется и структура расходов молодежи на алкоголь. Согласно исследованию, которое цитирует Financial Times, поколение Z и миллениалы в совокупности составляют лишь 26% потребителей вина в Великобритании, хотя их доля в общей численности населения — 40%. При этом доля расходов молодежи на вино составляет 34% от общего объема розничных продаж и 50% — в барах и ресторанах. «Молодые люди готовы потратить на бутылку вина больше, чем старшие поколения, рожденные до 1980 года», — объяснил исполнительный директор исследовательской компании Wine Intelligence Ричард Холстед.
Эту тенденцию подтверждают опрошенные FT владельцы ресторанов и винных магазинов. «Миллениалы хотят знать и разбираться в напитках, которые они пьют, и они готовы платить больше, потому что считают, что дорогое вино — это свидетельство более высокого качества жизни», — объяснил Фред Балмер, винный байер в компании Wine Society. По его словам, многолетний тренд на снижение стоимости вина привел к обратному эффекту. Люди снова готовы пить реже, но именно дорогое вино. «Это дает им возможность подчеркнуть свой статус, насладиться процессом — они не хотят просто пить, они хотят получать от этого удовольствие. Их девиз — «Пить меньше, но лучше», — добавил Балмер.
Второй фактор — рост стоимости жизни, высокие арендные ставки и дорогая недвижимость. Казалось бы, это должно привести к урезанию расходов и на вино. Но этого не происходит, люди выбирают позицию жить здесь и сейчас. Вино становится аналогом хобби, возможностью подчеркнуть свою индивидуальность. «Конечно, экономия £100 на вине в месяц может сэкономить мне £1200 в год, но это капля в море по сравнению с той суммой, которую мне нужно накопить на первоначальный взнос за дом, — объяснил Билли Форд, 29-летний специалист по большим данным. — Я всегда рад пожертвовать своими сбережениями, чтобы получить больше удовольствия от жизни».
Изменение в культуре употребления алкоголя заставляют менять политику и виноделов, и продавцов вина. Молодежь хочет получать вина, которые дороже массового сегмента и которые можно употребить прямо сейчас. Она не готова ждать нескольких лет, храня бутылку в винном шкафу, или покупать вино будущего урожая — так на аукционах en primeur во Франции продаются вина самых знаменитых шато Бургундии и Бордо. «Зачем покупать en primeur, когда не знаешь, что случится завтра?» — заключила FT.
2021 Staffelter Hof, Little Bastard, Germany
2022 Sylvain Pataille, Bourgogne Aligote, Burgundy
2021 Au Bon Climat, Wild Boy Chardonnay
2021 La Stoppa, Trebbiolo Rosso, Italy
2020 Domaine Douhairet-Porcheret Cuvee Miss Armande
2021 Moric Blaufrankisch
2022 Markovitis Winery, Alkemi, Greece
NV Westwell Pelegrim, England
NV Chavost Blanc d'Assemblage Brut Nature
2022 Wildman Wine, Piggy Pop, Australia
