Рост спроса на книги о вине и виноделии за последние шесть лет имеет яркую тенденцию: интерес к таким книгам каждый год растет именно в июле. При этом наибольший рост продаж книг этой категории в летний сезон отмечается в 2022 году: в июле того года он составил 24% по сравнению с предыдущим месяцем, а в том же месяце 2019 года составлял 22%, говорится в данных книжного сервиса «Литрес». Результаты исследования есть в распоряжении «РБК Вино».
«Такая тенденция на самом деле легко объяснима: летом наступает традиционная пора отпусков, читатели активно путешествуют, открывают для себя новые места и вкусы и попутно решают разобраться в вине того или иного региона. Теплая погода и долгие посиделки на летних верандах с бокалом вина тоже способствуют читательскому интересу», — прокомментировала данные нон-фикшен-редактор «Литрес» Елена Тарасова.
Автор книг «Вино России» и «Сам себе сомелье» Елена Куликова также считает, что всплеск интереса к книгам о вине летом связан с отпусками. «Есть свободное время разобраться в чем-то, попробовать новое, в том числе и вино. Как дома, так и в путешествиях по регионам России и за рубеж», — рассказала она.
Тенденция, связанная с ростом продаж книг в период отпусков, существует не только в России. Так, согласно данным Бюро переписи населения США, в течение года традиционно есть два пиковых показателя в сфере продажи книг. Первый приходится на конец декабря — начало января и совпадает с рождественскими и новогодними праздниками, второй — на август.
Первую и вторую строчку рейтинга занимают книги Wine Folly, одного из самых популярных зарубежных онлайн-порталов о винной культуре, которые стали популярны у читателей благодаря исчерпывающей информации в максимально доступном изложении. В десятке самых популярных шесть позиций отданы произведениям российских авторов, в том числе рассказывающих о сортах винограда и винах, которые производятся в регионах России.
* Здесь и далее — дата выхода книги на «Литрес».
«Когда ты живешь такой насыщенной жизнью и видишь в ресторане десять белых вин по бокалам, ты начинаешь узнавать, почему их столько, идешь в интернет; ищешь информацию о винах, погружаешься в материал, следующий шаг — купить книгу для самостоятельного изучения», — рассказала Елена Куликова.
«Российское виноделие сейчас шагает семимильными шагами. Мне уже не стыдно взять бутылку нашего вина к европейскому виноделу, чтобы удивить его, потому что чаще всего в Европе думают, что у нас только водка и медведи», — добавила автор.
Автор «Виномании» и редактор «Просто о лучших винах. Новая энциклопедия» Дмитрий Мережко считает, что «золотой век» книг о вине и виноделии практически миновал. «К сожалению, издается не так много книг: в России мало пишется, а переводные лицензии на зарубежные издания истекают. Даже в подарочном варианте выходит не так много литературы. Тем не менее книги с хорошей структурой, написанные простым языком, которые могут служить и развлечением, и учебником, и справочником, вполне имеют и аудиторию, и перспективу», — рассказал он в беседе «РБК Вино».
Успех «Просто о лучших винах. Новая энциклопедия» Дмитрий Мережко объяснил «большой историей» книги. «Это вообще первый книжный проект редакции SWN, ему уже больше десяти лет, это структурная и содержательная энциклопедия для начинающих», — пояснил автор.
«Виномания», я надеюсь, станет удобным учебником и справочником как для энтузиастов, так и для профессионалов за счет нестандартного и авторского подхода», — добавил он.
Современный человек хочет разбираться в вине, понимать, почему вино стоит именно столько, сколько стоит, чем разные вина отличаются друг от друга, считает Денис Руденко.
«Люди действительно интересуются. Когда я читаю лекцию в интернете онлайн, редко, когда меня одновременно смотрят меньше 600–700 человек. А некоторые ролики набирали по несколько миллионов просмотров. Людям важно понимать, что за вино они покупают, а хорошей информации не так много. Кроме того, почти никого с детства не учат разбираться в винах, поэтому люди вырастают, не зная многого по этой теме, и образовывают себя сами», — считает он.
Покупку книг Руденко также связывает с классическим мнением о книгах как о проверенном источнике информации. По его мнению, интерес к винной литературе возник сравнительно недавно — в середине — конце 90-х годов прошлого века.
Елена Куликова считает, что востребованность винной литературы зависит от эстетизации жизни, к которой стремятся сейчас многие.
«Изучать вино начинаешь, если тебе нравится эстетика — бокалы, рестораны, сервировка, но ты не знаешь, как вино правильно заказать, как держать бокал, как говорить про аромат и вкус. Если интересна история и культура, везде можно найти связь с виноделием: интриги королей, Столетняя война — вино всегда влияло на историю», — говорит она.
Читать «РБК Вино» в Telegram
